Обязательные требования к повествованию: Заинтересуйте их!

PowerLexis, 21 марта 2013

Около года назад режиссер киностудии Pixar Эндрю Стэнтон выступал на TED с речью, в которой он утверждал, что одна из основных задач любой хорошей истории  заинтересовать аудиторию. «Заинтересуйте их»,  говорил он. Если вы начнете искать советы известных режиссеров и сценаристов как современности, так и давно минувших дней, то увидите, что все они повторяют одно и то же: «Вам нужно заинтересовать аудиторию». Презентации, в какой бы то ни было форме, никогда не служат лишь для сухой передачи информации. Нравится вам это или нет, но все мы существа эмоциональные, и чтобы объединить и увлечь людей и заставить их с интересом вас слушать, необходимо возбудить в них определенные эмоции.

На площадке TED Стэнтон проделывает прекрасную работу, притягивая внимание зрителей, он сразу же увлекает их короткой историей, рассказанной в форме шутки, которая тут же вызывает взрыв хохота (сильная эмоциональная связь). Затем он быстро переходит в первой части своей речи. «Рассказать историю… (пауза, пока зрители снова заливаются хохотом) значит рассказать шутку,  утверждает Стэнтон. – Мы рождены для них. Истории подтверждают наше существование. Мы все хотим убедиться, что наша жизнь имеет смысл. И ничто не подтверждает это лучше, чем наше единение в рассказах. Они позволяют нам пройти сквозь время, перейти границы прошлого, настоящего и будущего, и ощутить связь друг с другом и с другими людьми, реальными или вымышленными».

Ниже мы приводим самые яркие комментарии, которые дает Стэнтон о повествовании.

Заинтересуйте аудиторию

Стэнтон заявляет, что самая главная заповедь в повествовании звучит так: «Заинтересуй меня. Прошу тебя,  эмоционально, интеллектуально, эстетически,  только заинтересуй меня». Но как заинтересовать аудиторию? Это основополагающий вопрос. На него нет единственно правильного ответа, но все советы, которые Стэнтон дает в своем выступлении, помогают в поисках ответа на этот важный вопрос. Безусловно, одним из ключевых факторов является умение сопереживать вместе с аудиторией и стремление создавать рассказ и организовывать его содержание, никогда не забывая о своем зрителе.

Дайте обещание в начале презентации

В самом начале вам необходимо заставить зрителя поверить, что ваш рассказ к чему-то ведет, что он стоит потраченного на него времени. «Удачное обещание как пущенный из рогатки камешек, который пролетит с вами через всю историю до самого конца».
Не нужно каждым высказыванием «бить» слушателя по голове, но и не стоит постоянно делать слишком уж очевидные заявления. Не надо стремиться быть туманным и непонятным, напротив, надо предоставить аудитории возможность самой пошевелить мозгами. «… На самом деле зрители хотят есть свой хлеб не даром»,  заявляет Стэнтон. «Они просто не хотят осознавать это. Поэтому ваша задача как рассказчика состоит в том, чтобы утаить тот факт, что вы заставляете их зарабатывать свой хлеб. Мы рождены для решения проблем. Мы вынуждены делать логические выводы и вычисления, то, чем мы занимаемся в реальной жизни. И привлекает нас именно это организованное отсутствие информации». Как говорит Стэнтон, не надо давать сразу 4, дайте 2+2, и пусть зритель сам ищет решение.

Рассказ – это постоянные перемены: нет перемен  нет рассказа

«Процесс обучения никогда не заканчивается. Вот почему перемены так важны в повествовании,  утверждает Стэнтон. – Если события не меняются, история умирает, потому что жизнь не бывает статичной». Каждый раз, когда мы поднимаемся на сцену перед выступлением, мы говорим о переменах. Я имею в виду два типа перемен. Во-первых, любая хорошая презентация или рассказ повествуют о какого-либо рода переменах. Во-вторых, успешная презентация или хорошо поданный рассказ вызовут некоторые перемены в самой аудитории. Иногда эти перемены могут быть грандиозными, иногда едва заметными. Но слишком часто единственная перемена, которую вызывает у зрителей оратор, это переход от бодрствования ко сну.

Предоставьте зрителю возможность предвосхищать

В хорошем рассказе (или презентации) аудитория хочет знать, что произойдет дальше. И даже больше, как утверждает Стэнтон: аудитория жаждет узнать, чем все закончится. В толковом изложении последовательность действий способна создать плавность повествования, и хотя в нем может не быть того высокого напряжения, которое чувствуется, когда главный герой преодолевает трудности, полученное ощущение совершаемого путешествия очень близко к ощущению способности предвосхищать события. Стэнтон приводит слова британского драматурга Вильяма Арчера: «Драматургия – это ожидание, смешанное с неопределенностью».

Четко продумайте основную тему

«Хорошая история всегда должна иметь сильную тему»,  настаивает Стэнтон. Тема необязательно должны быть прямо высказана в рассказе, но она является сутью или основной идеей, лежащей в самом корне повествования. Роберт Макки называет основную идею «контролирующей идеей». Если вы имеете четкое представление о теме или контролирующей идее, вы не станете забрасывать свою историю хламом ненужных идей. Например, в своей книге под названием «История» Макки пишет, что контролирующая идея фильма «День сурка» состоит в следующем: «Счастье наполнит нашу жизнь, когда мы научимся любить, не ставя никаких условий».

Удивляйте
«Лучшие рассказы нас удивляют»,  считает Стэнтон. Все зависит от содержания презентации, однако в большинстве случаев хорошая презентация представляет собой сочетание логики, фактов, эмоций и вдохновения. Обычно у нас нет проблем с частями логики и фактов, но эмоции и вдохновение вызывают большие трудности. Безусловно, чтобы вдохновлять своих слушателей на перемены, руководителям и преподавателям следует включить нечто удивительное в свои выступления. Хорошая презентация не должна заканчиваться, когда оратор завершает свое выступление или когда звенит школьный звонок.

Загляните вглубь себя
Откуда вы черпаете материал для рассказа? Используйте свой опыт и загляните вглубь себя самого. Стэнтон говорит, что это был первый выученный им урок повествования: «Используйте накопленный опыт. Черпайте из него. Это не всегда сюжет или факт. Это извлечение истины из собственного опыта, выражение ценностей, исходящих из самой глубины вашей души».

Понравилоcь читать наш блог? Возможно, вам будет удобнее получать обновления по RSS или с помощью email рассылки.

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru




Один комментарий

Михаил

Очень хорошая статья. Перевели суть и оформили идеи достойно, но что такое эксплицитный нарратив? Это наверное очень серьезная штука-)


Прокомментировать пост