Эмоциональность vs Функциональность

Сергей Пархоменко, 8 апреля 2009

Уже давно тлеет холивар между апологетами эмоционального и функционального стилей презентаций.

Сторонники эмоционального стиля полагают, что задача презентации ― создавать простые и сильные образы, которые придают убедительность словам оратора, создают подходящий эмоциональный фон и позволяют эффективнее привлекать внимание аудитории. Если провести аналогию с полиграфией, то слайды в данном случае используются как художественные иллюстрации в деловых журналах: с содержательной точки зрения их КПД стремится к нулю, но их использование делает материал интереснее и привлекательнее. Типичный слайд в эмоциональном стиле ― это изображение плюс несколько слов.

Слайд1

Сторонники функционального стиля полагают, что задача презентации ― помогать оратору представлять сложную информацию. Если провести ту же аналогию с журналом, то слайды здесь работают как инфографика в журнале: они наглядно показывают ключевые взаимосвязи, сопоставления, логические цепочки, структуру в целом. Такие презентации можно считать наследниками флипчарта с маркерами, с помощью которых ведущий что-то нагляднее объясняет.

Слайд2

Например, у нас на совещании можно частенько наблюдать, когда кто-нибудь, отчаявшись добиться понимания своей концептуальной идеи, вскакивает и начинает что-то чиркать на доске.

Как уже наверное догадались прозорливые читатели нашего блога (а о прозорливости наших читателей говорит тот факт, что они читают наш блог), я веду к тому, что противоречие между эмоциональным и функциональным стилем надуманное. В зависимости от ситуации, цели и целевой аудитории оптимален свой баланс эмоциональность/функциональность.

Если речь идет о том, чтобы возбудить у не очень заинтересованной аудитории, которая слабо разбирается в предмете обсуждения, вполне конкретное желание или однозначное мнение ― то, естественно, лучше всего будет работать эмоциональная аргументация и предельно простая логика. В данном случае не очень хорошей идеей будет пытаться показать всю сложность обсуждаемого вопроса, приводить рациональные доказательства на основе первичных данных, объяснять возможные альтернативные точки зрения.

Презентации эмоционального стиля хорошо работают, прежде всего, для широкой публики, создания некоего «общего представления». Чем более заинтересована и искушена в теме аудитория, тем больше ее интересуют не общие вещи и «жизненные истории», а конкретные факты и данные. Такая аудитория знает, что есть альтернативные точки зрения, кто-то из них настроен скептически или сомневается в экспертности выступающего. Более того, чрезмерное упрощение может быть не только неинтересным и непоказательным для такой аудитории, но даже обидеть ее. Профессионалам не интересны «общие вещи» и «экспертные выводы» ― им интересны подробности.

Вряд ли для инвестора будет аргументом вот такой слайд:

Слайд4

Или в правительственном докладе о безопасности дорожного движения встретит понимание презентация в таком стиле:

Слайд3

В целом можно констатировать, что в России эмоциональный стиль презентаций в чистом виде упорно не приживается. С одной стороны, в России люди весьма недоверчиво относятся к эмоциональной аргументации, потому что закалены осознанием своей правовой незащищенности . С другой стороны, презентации в России используются почти исключительно в бизнес-коммуникациях и в образовании ― а вот в маркетинговых коммуникациях с «широкими массами», где эмоциональный стиль более уместен, они почти не используются.

При всем при том еще раз отмечу, что работа над эмоциональной составляющей ― это обязательное условие любой эффективной презентации. Вопрос в балансе.

Понравилоcь читать наш блог? Возможно, вам будет удобнее получать обновления по RSS или с помощью email рассылки.

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru




3 комментария

Кэнон

Надо автору хоть комментарий оставить!


Алексей Кольченко

Нужно еще учитывать и психологические моменты.
В конце семинара, длившегося весь день, народ стал вялым и апатичным. В презентацию вставили пинап-картинки, что значительно оживило преобладающую мужскую часть зрителей.

Движение от чистой функциональности к эмоциональности прослеживается в книгах классика Д.Нормана: от «Психологии повседневных вещей» к «Эмоциональному дизайну».


Алексей Кольченко

Спасибо, один из лучших постов.


Прокомментировать пост