Диаграмма должна быть не только красива…

Сергей Пархоменко, 11 июля 2008

…она должна быть еще и информативна. Смысл построения диаграммы в том, чтобы интуитивно понятным и наглядным образом представить цифровые данные. В большинстве случаев диаграммами занимаются дизайнеры и иллюстраторы, которых волнует только гармоничное графическое решение. Даже в таком неплохом и по содержанию, и по верстке журнале, как «Секрет фирмы», половина диаграмм сделаны с грубыми ошибками. В изданиях ниже классом — все еще хуже.
Вот так, например, в «Секрете фирмы» почти всегда представляют данные о динамике развития/изменения:

Любой, кто осилил половину книги Желязны, знает, что хронологию нужно представлять слева направо, а не сверху вниз. В нашем примере сеть растет, а общее направление диаграммы получилось ступеньками вниз. Кроме того, интуитивно не очень понятно, где должен стоять последний год: самым верхним или самым нижним. Поэтому хронологию нужно показывать не по вертикальной оси, а по горизонтальной ― слева направо. Тогда и направление будет вверх, и читать диаграмму проще.

Цвета должны, прежде всего, делать диаграмму понятнее. В данном случае синий и желтый на диаграмме обозначают одну и ту же категорию ― количество магазинов, и смысловой нагрузки не несут (разве что показывают четные и нечетные года).

В 2006 году было 86 магазинов, а в 2007 ― 378, что в 4,3 раза больше. Размер линеек на диаграмме говорит нам другое: линейка 2007 года длиннее всего в 2 раза. Понятно, что кому-то было удобнее поставить на длинных линейках «врезки» с разрывом, чтобы удобно уложить сделанную по отработанному шаблону диаграмму в ширину двух колонок, но это очень даже неправильно. Но и это еще не все ― присмотревшись повнимательнее, мы увидим еще одну информационную диверсию: после 2003-го года идет сразу 2005-ый!

Непонятно, зачем сделан здоровенный отступ между столбиком с годами и диаграммой ― легкости восприятия это не прибавляет, пришлось даже «прицеплять» значения годов выносками к соответствующим линейкам.

Если исправить все эти моменты, получится примерно так:

И здесь мы уже можем увидеть, что динамика увеличения магазинов не такая уж гладкая: сначала три года медленного развития, потом резкий скачок, после этого стабилизация. Становится очень интересно, что такого произошло, чтобы в 2007 году так масштабно увеличить количество магазинов.

Хотя, если делать диаграммы только для красоты, то можно и не думать над всеми этими нюансами…

Понравилоcь читать наш блог? Возможно, вам будет удобнее получать обновления по RSS или с помощью email рассылки.

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru




2 комментария

Николай

Мне кажеться, что картинка секрета фирмы визуально куда более приятна, нежели второй вариант. Этот параметр тоже неплохо было бы учитывать


Сергей Пархоменко

А мне визуально куда более приятен вариант диаграммы без рюшек, теней и перспективы. Например, вот так:

Насчет дизайна можно много спорить, оформление обоих вариантов можно улучшать. Но первичная задача диаграммы ― наглядно передавать цифровые данные. Информативность диаграммы в любом случае не должна страдать из-за эстетсва. Градиенты, тени, 3D и прочая «визуальная приятность» ― вторичны, креативность не должна наносить ущерб функциональности.


Прокомментировать пост